Центр удмуртской культуры д.Карамас -Пельга

Обзор:
Удмуртская деревня с таинственным названием Карамас-Пельга — место и впрямь таинственное или как минимум необычное. На первый взгляд (как и положено местам с секретом), Карамас-Пельга ничем особо не выделяется. Нет и намека на то, что деревня старше Ижевска и практически ровесница Петербурга.


Тем не менее Карамас-Пельгу можно назвать по-своему дремучей. Дело в том, что именно в этой деревне до сих пор сильны языческие традиции — и не какие-нибудь простенькие вроде деревенских суеверий. Местные жители взаправду приносят жертвы покойникам и духам, варят в священной роще — Луде — обрядовую кашу, молятся в семейных святилищах и почитают своих жрецов, которые умеют проводить древние обряды. Эта архаика, сумевшая пережить и годы насильственной христианизации, и советского атеизма, так бы и осталась частным делом конкретных деревень (поскольку Карамас-Пельга, в общем-то, не одна такая).


Обряды и праздники в Карамас-Пельге:
Выль Ар — удмуртский Новый год (31 декабря).
Ымусьтон — православное Рождество в удмуртском стиле.
Портмаськон, Колядки по-удмуртски.
Вой Келян — Масленица.
Апрель — обряд Акашка (нечто вроде смотрин невест, плюс обряд в священной роще и освящение жрецами обрядовой каши). Проводится на следующий день после Пасхи.
Май — Трочинь, Троица.
Июль — Гербер, или Гершыд, праздник в честь завершения весенних полевых работ. Широко празднуется по всей Удмуртии.
Июль — Гужем Юон, обряды на Петров день. До Петрова дня проводится обряд жертвоприношения (в жертву приносят домашнюю птицу или скот).
2 августа — Ильин день, обряд Виль.
31 августа — День святых Флора и Лавра. Проводится на ключе Салья.


Размещение:
Можно остановиться в Центре удмуртской культуры (в уютных домиках со всеми удобствами) или у местных жителей в гостевых домах.

Питание:
С питанием в Карамас-Пельге все замечательно — при желании сюда можно приехать с чисто гастрономическими целями. И в Центре культуры, и в гостях вас накормят всевозможными удмуртскими блюдами: перепечами (начинки разные, от мяса и картошки до сныти и пшенной каши), ритуальными блинами-табани, шаньгами (выпечка с картошкой), супами и, конечно, обрядовой кашей. У удмуртов самой вкусной кашей считается та, которая более всего походит на сборную солянку: несколько видов круп, горох, яйца и добрая порция мяса. Летом в Центре культуры кормят экологически чистыми овощами с собственного огорода. Хотя в Карамас-Пельге все экологически чистое. В том числе — коварный 20-градусный самогон кумышка, с которым нужно быть осторожнее: пьется легко, действует незаметно, но сразу на поражение.


Сувениры:
Многие туры в Карамас-Пельгу проходят через Киясово, где есть Дом ремесел и музей художника-баталиста Петра Александровича Кривоногова. В Киясово Кривоногов родился и провел детство, поэтому единственный в России музей, посвященный художнику, создали именно здесь. Кривоногов — художник из числа «известных неизвестных», его монументальное полотно «Победа» уже несколько десятилетий печатают во всех учебниках истории. Эта картина хранится в Музее вооруженных сил в Москве, зато в Киясово собрали не менее ценную и очень внушительную для поселкового музея коллекцию работ Кривоногова.
В Доме ремесел проводят мастер-классы (по предварительной договоренности), здесь же можно купить всевозможные сувениры — обереги, изделия из бересты, дерева и тканей, украшения и традиционную одежду.
Киясовский район граничит с Татарстаном, поэтому в здешних удмуртских селениях чувствуется татарское влияние. Так, жители Карамас-Пельги в обиходе используют некоторые татарские слова, а межэтнические браки здесь обычное дело. Раньше союзы между удмуртами и татарами не приветствовались, но времена изменились. Лучшая иллюстрация татаро-удмуртской любви и дружбы — само название деревни, Карамас-Пельга. Но об этом — в разделе История.


История:
Первое письменное упоминание о Карамас-Пельге встречается в переписи 1710 года. Тогда в деревне насчитывалось три двора, и называлась она немного иначе, Курмас-Пелга.
Историки полагают, что Карамас-Пельга была основана в конце XVII века выходцами из селений Старая Салья (современный Киясовский район) и Судасмес-Пельга (современный Малопургинский район, деревня Итешево). Родовые группы Салья и Пельга образовали отдельные околотки, Карамас-Пельга и Уддяди-Салья. На самом деле это были две улицы (один род — одна улица), но до революции они числились как отдельные населенные пункты.
Но местные жители склонны верить не историкам, а романтической легенде о возникновении Карамас-Пельги. Рассказывают, что жил некогда татарин по имени Карамас, и нанялся он батраком в зажиточный удмуртский дом (версий, кем именно был Карамас, много, главное, что он был татарином). Там он влюбился в дочку хозяина — Пельгу, она ответила ему взаимностью. Однако жениться им было категорически запрещено — он мусульманин, она язычница. Но любовь сильнее религиозных предрассудков, и Карамас с Пельгой сбежали ото всех в лес. Поселились они рядом с родником Сарали, который и поныне бьет рядом с Карамас-Пельгой. Родник считается исцеляющим, сюда приезжают паломники.
У Карамаса и Пельги были дети, которые основали свои деревни. Например, деревню Байсыр, что в Татарстане. Легенда о любви татарина и удмуртки очень популярна, ее знают многие и за пределами Карамас-Пельги. В самой же деревне юных влюбленных считают своеобразным символом — на въезде в деревню стоит деревянная скульптура, их изображающая. Правда, деревянный памятник остался после республиканского фестиваля парковой скульптуры, тем не менее местные им очень гордятся.


Дорогие гости! Мы ждем Вас и готовы предложить Вам:

Театрализованная программа, мастер – класс, угощение национальными блюдами с травяным чаем, игровая программа на свежем воздухе, экскурсия, катание с горы на тюбингах (зимой).
Вас ждут игры, песни, призы, незабываемые впечатления!
В стоимость программы входит: проезд автобусом, экскурсии, экскурсовод, интерактивная программа, угощения.